RPG
Advertisement

Волшебный лучник (англ. Arcane Archer) - вариант развития персонажа в Dungeons & Dragons и родственных системах, таких как Pathfinder, сочетающий меткую стрельбу из лука с ограниченным использованием магии, которая может включать и умение зачаровывать стрелы.

История[]

Dungeons & Dragons 3.0[]

В этой редакции волшебный лучник входил сразу в руководство ведущего и представлял собой престиж-класс. Волшебный лучник тройки (как и танцующий с клинками) был представителем сугубо эльфийской традиции меткой стрельбы из лука, так что к классу мог принадлежать только эльф или полукровка. В качестве персонажей ведущего волшебные лучники могли командовать отрядом обычных стрелков, или участвовать в бою как небольшое элитное подразделение армии эльфов.

Помимо расовых ограничений для входа в класс от персонажа требовалось обладание базовым бонусом атаки +6 и набором связанных со стрельбой из лука черт, а также умение применять тайные заклинания первого уровня. Базовые характеристики престижа включали кость хитов к8 и быструю, равную воинской, прогрессию бонуса атаки.

Особые умения волшебного лучника включали:

  • Умение зачаровывать стрелы на лету. Любая неволшебная стрела, выпущенная волшебным лучником, приобретала свойства плюсового оружия. Бонус зачарования заколдованной стрелы увеличивался на 1 на каждом нечётном уровне.
  • Возможность вкладывать воздействующие на площадь заклинания в стрелы, увеличивающая дальность заклинаний до предельной дальности лука. Эта способность приходила на втором уровне.
  • Начиная с четвёртого уровня волшебный лучник раз в день мог выпустить стрелу, огибающую препятствия и игнорирующую укрытие и маскировку цели.
  • Начиная с шестого и тоже раз в день герой мог выстрелить снарядом, проходящим сквозь стены и броню врага.
  • На восьмом уровне волшебный лучник раз в день вместо обычной атаки мог сделать залп, поражающий равное уровню в престиже число существ.
  • Вершину развития класса на десятом уровне - умение создавать стрелу смерти, при попадании в цель мгновенно убивающую ту при провале спасброска. На создание стрелы смерти уходил целый день, а одновременно можно было владеть не больше одной.

При этом уровни волшебного лучника не позволяли развивать собственно волшебные способности героя, поскольку не увеличивали уровень заклинателя.

Dungeons & Dragons 3.5[]

В редакции 3.5 волшебный лучник остался в ядре системы, войдя в число престиж-классов руководства ведущего. Требования на вступление в класс и его уникальные способности практически не изменились по стравнению с тройкой.

Dungeons & Dragons 4[]

"Четвёрка" не включала волшебного лучника как отдельную игромеханическую опцию. Авторы статьи о концепциях персонажа в журнале Dragon 374 предлагали собирать волшебного лучника на основе существующих классов системы, причём на основе не рейнджера, а барда с уклоном в дистанционные атаки.

Лучником с волшебными способностями, правда иной, друидической, природы, был искатель из Player's Handbook 3.

Dungeons & Dragons 5[]

Волшебный лучник пятёрки — архетип воина, финальная версия которого после плейтеста в Unearthed Arcana вошла в Xanathar’s Guide to Everything. В пятой редакции волшебный лучник лишился привязки к расе: хотя традиция волшебных лучников была изобретена эльфами, она достаточно распространена, чтобы этим архетипом мог обладать персонаж любой расы из доступных игроку.

Основной способностью волшебного лучника пятой редакции является умение зачаровывать стрелы. Стреляя из лука, волшебный лучник может пару раз в день наделить её дополнительным магическим эффектом из известных персонажу. Большая их часть проявляется в дополнительном магическом уроне в сочетании с негативным воздействием на цель вроде запутывания или ослабления, однако возможными эффектами являются и самонаводящиеся стрелы, и стрелы, проходящие сквозь укрытия. Жёсткое ограничение количества волшебных стрел двумя до отдыха некоторые оптимизаторы ставят подклассу в минус, предпочитая собирать воинов-лучников на основе мастера боя (battlemaster).

На средних уровнях архетип усиливает немагические снаряды волшебством, причём в отличие от тройки, стрелы не наносят дополнительного урона, но считаются волшебными при преодолении сопротивляемости или иммунитета к урону цели. Также он даёт возможность управлять траекторией стрел, позволяя при промахе перенаправить стрелу в другого противника ценой бонусного действия.

На высоких волшебный лучник всегда начинает бой с одним зарядом для зачарования стрел, а сами стрелы наносят больший волшебный урон.

При этом, в отличие от мистического рыцаря, волшебный лучник не является кастером в рамках системы. Его заклинательские способности исчерпываются одним небоевым фокусом, получаемым при взятии архетипа.

Pathfinder[]

Как и многие другие престижи ядра тройки, волшебный лучник вошёл в базовую книгу Pathfinder, причём был ощутимо усилен. В частности, класс получил частичную прогрессию уровней заклинателя. Как и пятая редакция D&D, Pathfinder сняла ограничение на расу волшебного лучника, позволив взять этот класс любому герою.

Переработке подверглось умение заколдовывать стрелы. Бонус зачарования ограничивается +1, однако с ростом в уровнях стрелы получают дополнительные свойства оружия: стихийный урон, увеличенную дальность, урон по площади, дополнительный урон против врагов определённого мировоззрения. Количество применений самонаводящейся и игнорирующей препятствия стрел стало расти с уровнем, позволяя высокоуровневому волшебному лучнику применять их несколько раз в день.

В дополнении Heroes of the Street, выходившем в серии Pathfinder Player Companion, появился мистический лучник (eldritch archer) — реализация идеи волшебного лучника как подкласса волхва. Мистический лучник обладал отличным от волхва набором зачарований оружия, использовал лук в качестве оружия для волшебного боя и мог вкладывать в стрелы эффекты дистанционных заклинаний, требующих броска атаки, вроде различных лучей.

Во второй радакции этот вариант развития персонажа не входил в базовую книгу, и появился только с выходом Advanced Player’s Guide. Несмотря на «eldrich» в названии, архетип адаптирует способности не архетипа волхва, а престиж-класса. Архетип открывается требующим шестого уровня фитом, позволяющим использовать для доставки заклинания до цели стрелы. Последующие фиты позволяют получить ограниченный доступ к магии персонажам-незаклинателям, зачаровывать стрелы для нанесения большего урона и наделения их свойствами особых материалов, создавать волшебные снаряды на лету, а также проделывать характерные трюки престижа из первой редакции. Возможность игнорировать укрытие врага доступна неограниченно, а вот высокоуровневые использование проходящей сквозь преграды и смертельной стрел ограничено одним разом в день.

В вышедшем в сентябре 2021 года комплите Secrets of Magic одним из пяти боевых стилей волхва стал «Звёздный охват» (starlight span), предназначенный для волхва-стрелка. Владеющий этим стилем волхв может наносить волшебные удары посредством стрельбы, а также получает доступ к особому заклинанию фокуса, позволяющему частично игнорировать укрытие цели.

Advertisement