ФЭНДОМ

Классовая система — разновидность систем, в которой способности персонажа (как стартовые, так и появляющиеся по мере развития) в существенной мере определяются выбором класса из закрытого списка. Исторически это первая разновидность систем для ролевых игр — D&D, создавшая жанр, была именно классовой.

В случае создания персонажа по классовой системе, он должен иметь класс, определяющий его ключевые особенности и принадлежность к определённому архетипу, подходящему для игрового мира[1]. Так, например, в ранних редакциях D&D только волшебник имеет доступ к тайной магии, только вор может снимать ловушки и вскрывать замки, только воин может свободно пользоваться всеми видами оружия и доспехов, и так далее. При этом, хотя класс задаёт часть значимых черт образа персонажа, в общем случае он остаётся чисто метаигровой сущностью, и попытка оперировать терминами классов применимо к игровому миру — частая ошибка неопытного игрока. Хотя персонаж-вор с куда большими шансами будет профессиональным преступником, а не телохранителем короля или настоятелем храма, далеко не обязательно базарный карманник имеет класс вора, а так как он NPC — то не обязательно даже имеет класc[2].

В простейшем случае развитие персонажа полностью определяется классом. Тем не менее, классовая система не обязана так жёстко ограничивать настройку персонажа: развитие в классе может иметь «развилки» (выбор подкласса или способностей внутри класса) или класс может просто устанавливать относительную цену тех или иных навыков и способностей с их свободным выбором (кроме запрещённых для данного класса). Например, в Deathwatch и штурмовой десантник, и апотекарий могут изучить талант молниеносной атаки (Lightning attack), но штурмовик — со второго ранга, а апотекарий с седьмого; точно так же повышение меткости стрельбы для апотекария стоит 500 очков опыта, а для штурмовика — 750. Иногда деление систем на классовые и неклассовые достаточно нечётко, потому что общедоступные умения могут составлять основную массу способностей, а уникальные для архетипа персонажа умения (за счёт того, что он джедай, агент разведки или контрабандист) быть немногочисленными, причём доступ к новому дереву развития может происходить и за счёт внутриигровых условий.

Хотя в том же простейшем случае классовая система обеспечивает персонажу единственный класс, во многих системах реализуется понятие мультиклассирования, то есть возможность для персонажа иметь несколько классов одновременно (развивая в какой-то пропорции каждый), либо менять класс, переходя из одного в другой (в духе карьер Warhammer Fantasy Roleplay или престиж-классов D&D 3.5.

Примеры классов в разных системах и возможности мультиклассирования Править

  • oD&D (без дополнений): 3 класса — воин, волшебник и священник, возможность менять класс (строго между приключениями) есть только у эльфов. В дополнениях появились классы друида, монаха, ассассина, вора и паладина, а также возможность мультиклассироваться (для нелюдских рас), распределяя опыт по двум и более классам равномерно.
  • D&D 3.5: 11 классов в базовой книге — воин, вор, волшебник, чародей, вор, священник, друид, рейнджер, бард, монах и паладин. На каждом уровне персонаж может брать любой класс (некоторые классы, однако, имеют несовместимые требования). В DMG описаны также престиж-классы — классы, для входа в которые необходимо выполнение определённых требований, недоступных низкоуровневому персонажу (как пример — архимаг).
  • Dark Heresy: в базовых правилах восемь карьер — адепт, арбитр, имперский гвардеец, священник, санкционированный псайкер, отброс, техножрец, ассассин. Возможности менять карьеру нет, хотя часть талантов и улучшений общая для многих карьер. В дополнениях появились элитные карьеры (определённый аналог престиж-классов D&D), отражающие подъём персонажей выше ранга простых прислужников Инквизиции).
  • Dungeon World: восемь буклетов-плейбуков (воин, вор, бард, священник, друид, паладин, рейнджер и волшебник), служащих аналогами классов. Развитие задаётся буклетом, но в некоторых из них предусмотрен ход мультиклассирования, позволяющий взять ход из чужого плейбука. Часть персонажей более сведущи в этом (бард может брать этот ход дважды), часть несведущи вовсе (волшебник не может получить способности других классов).
  • WHFRP 2: 60 базовых карьер (от углежога и паромщика, до ученика волшебника и цирюльника-костоправа). Переход между карьерами возможен за 100 очков опыта (для людей один переход совершается бесплатно) и может быть выполнен в любой момент. При этом есть продвинутые карьеры, переход в которые осуществляется только если предыдущая карьера изучена полностью (выкуплены все возможные бонусы, которые она может дать). Как пример — ученик волшебника может стать полноправным волшебником только после успешного завершения ученичества.

Puzzle Dice Это незавершённый раздел.
Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

Примечания Править

  1. Существуют варианты классовых систем, когда персонаж может стартовать без класса и обретать его после воронки, но большую часть своей подразумеваемой карьеры он всё равно имеет класс.
  2. В некоторых системах существуют специальные классы для NPC.